top of page
косыгин.jpg

О том, как подходил к своим обязанностям министр, ходили легенды. Например, после окончания войны Алексей Косыгин бросил курить. Но однажды он отправился принимать новую табачную фабрику в Грузию. Во время разговора с её директором попросил у него закурить. Тот предложил ему сигареты, которые курил сам – протянул пачку американского производства. Министр развернулся и уехал. Директора фабрики сменили.

Блестящая политическая биография Алексея Николаевича Косыгина оказалась возможной благодаря Октябрьской революции. Ведь иных возможностей попасть на властный Олимп у парня, родившегося в семье простого рабочего, при царском режиме просто не возникло бы.

Алексей Николаевич Косыгин родился 21 февраля (по старому стилю 8 февраля) 1904 года в Санкт-Петербурге. О его детстве информация скудная. В 15 лет Алексей, на тот момент ученик Петровского реального училища, отправляется добровольцем в Красную армию. По возвращению в Петроград, получив диплом кооперативного техникума, молодой специалист уехал в Сибирь развивать промкооперацию, где сумел хорошо себя зарекомендовать и продемонстрировать задатки перспективного управленца. Парня вернули обратно в Ленинград, где он получил высшее образование в текстильном институте.

В 1935 году карьера молодого специалиста начала стремительное движение вверх. За 2 года Алексей сумел «вырасти» от мастера текстильной фабрики «Октябрьская» до её директора. Но управлял предприятием он чуть больше года: успехи Косыгина на этой должности оказались настолько разительными, что в 1938 году он назначен председателем исполкома Ленинградского Совета рабочих и крестьян. Стремительность, с которой этот человек двигался по карьерной лестнице, невероятна: спустя год его назначили на пост наркома текстильной промышленности Советского Союза.

 

Грянувшая Великая Отечественная война оказалась для 37-летнего управленца тем «экзаменационным периодом», где сплоховать значило загубить сотни, если не многие тысячи, жизней. Алексей Косыгин в июне 1941-го был назначен Сталиным заместителем председателя Совета по эвакуации промышленных предприятий. Чиновник возглавил группу инспекторов, которая управляла отправкой в эвакуацию на Восток более 1500 стратегически важных заводов и фабрик страны. И не подвёл.

Поэтому стоит ли удивляться, что зимой 1942-го именно на его плечи легла тяжелейшая задача: снабжать блокадный Ленинград продовольствием и создать «Дорогу жизни» по Ладожскому озеру. Историки, анализируя действия молодого Косыгина, сходятся во мнении, что он сделал всё, что мог. А в 1943-м Алексей Николаевич уже возглавлял Совет Народных комиссаров РСФСР. Это назначение было свидетельством высочайшего доверия руководства. 

О феноменальной памяти и невероятной способности Алексея Косыгина быстро умножать в уме многозначные числа ходили легенды. Сталин его за это называл «арифмометром». Он был нетипичным чиновником. Не любил лести и избегал застолий. Его заседания всегда были короткими и «сухими»: он быстро выделял суть и «не растекался мыслию по древу», не позволяя это делать подчинённым. После смерти Сталина Косыгин отвечал за производство товаров широкого потребления. Он и здесь отличился, продемонстрировав вдумчивый подход к порученному делу. А в декабре этого же года снова вернулся на пост заместителя председателя Совета министров, а в 1964 году Леонид Брежнев повышает Косыгина до главы правительства.

Более чем успешными называют его экономические реформы в промышленности. Ещё их называют «Косыгинскими». Глава Совмина ратовал за расширение самостоятельности предприятий и за децентрализацию народного хозяйства. Благодаря ему отошло в прошлое такое понятие, как валовое производство, на смену которому пришел показатель реализованной продукции. Алексею Косыгину приходилось трудно. Ведь его видение экономического развития существенно расходилось с «ленинскими принципами» и даже попахивало «буржуазным подходом». Наверное, поэтому реформы главы Совмина встречали немалое сопротивление чиновников старой закалки и не были доведены до логического завершения. Но главное, чего из-за ухудшения здоровья не удалось свершить Алексею Николаевичу, это сделать основной строкой бюджета не экспорт сырой нефти и газа, а продукты их переработки.

Алексей Косыгин всю свою жизнь любил спорт и старался по возможности им заниматься. Обожал лыжи зимой и греблю на байдарке летом. Но после одного несчастного случая, когда лодка перевернулась и Алексея Николаевича едва успели спасти, он прекратил рисковать. Сердце начало подводить. А спустя 5 лет у Косыгина диагностировали обширный инфаркт.

 

Алексей Николаевич Косыгин умер утром 18 декабря 1980 года, накануне дня рождения Брежнева. Чтобы не омрачать праздник генсеку, похороны организовали лишь через 6 дней, 24 декабря 1980 года. Тело Алексея Николаевича кремировали и захоронили у Кремлёвской стены.

bottom of page